Разработка сайтов в Ярославле
c 2001 года
Более 15 лет опыта!
и другие преимущества
(4852) 58-66-40

Что в действительности нужно посетителям вашего сайта

К счастью, прошли те времена, когда на первой странице каждого корпоративного сайта непременно размещалась фотография директора и его же приветственная речь. Но на смену неукротимому желанию рассказать о себе «сразу все и прямо тут» многим пришла столь же сомнительная потребность - по уши завалить посетителей разными сервисами: «пусть пользуются, наслаждаются и про нас не забывают»...

Так вот, на 90% сайтов - пользователи этими сервисами не пользуются и не наслаждаются!

Форум

«А давайте заведем на сайте форум», - любимый припев каждого свежеиспеченного владельца веб-сайта. Реакция на «Зачем?» обычно рефлекторная: дескать, пусть там люди тусуются, всякие важные вопросы задают, а уж мы им под это дело свои товары, услуги и идеи протолкнем.

Теоретически все так и могло бы произойти: [ вопросы -> ответы -> реклама -> рост числа покупателей ]

Практически ситуация обычно куда хуже:

  • посетители задают «глупые» вопросы, остающиеся без ответа;
  • владельцы сайта отвечают редко, а если и отвечают, то в стиле «приходите к нам в офис, все расскажем и покажем»;
  • в фирме нет человека, ответственного за форум, в результате он вяло затухает;
  • действительно заинтересованному посетителю проще задать свой вопрос по электронной почте, что он и делает.

Это лишь самые распространенные проблемы использования форумов на корпоративных сайтах. Куда более глубокие и сложные вопросы организации и использования виртуального сообщества сейчас даже нет смысла поднимать - о них вообще редко кто задумывается.

Форум создали, порадовались и сели в ожидании притока заинтересованных посетителей? Не бывает так, никогда не было и не будет. Лучше убейте форум, если не способны с ним справиться!

Гостевая книга

Порождение отечественного сервиса, безболезненно сменившее формат бумажный на формат интерактивный. Со времен Чехова в содержании «жалобных книг» не изменилось ничего:

  • «Здравствуйте, мне очень понравился ваш сайт, просто класс! Заходите на мой: www.raz.dva.tri.ru».
  • «Продаю электрические лампочки оптом, телефон 123-45-67».
  • «Это ваш шанс! Работа в Интернете! Все честно и без обмана, сам вчера получил чек на 500 баксов!»
  • «Вы тут все казлы, и сайт у вас - полный ацтой».
  • «Очень нужна информация про морских свинок. Подскажите, пожалуйста, где купить, чем кормить и куда сдавать шкурки».
  • «Леха, привет, где ты пропадал? Сайтик у тебя - что надо. Пиши, звони!»

Содержание не меняется от сайта к сайту, процентное соотношение типов объявлений - тоже инвариант. Лично я никогда не видела в гостевых книгах ни одного разумного, интересного и полезного сообщения. Ну и зачем заводить на сайте еще одну помойку?

Анкеты и голосовалки

Итак, анкета. Традиционно «желательные» поля: имя, фамилия, год рождения, адрес прописки, электронная почта и список любимых телепередач. Очень важная маркетинговая информация, за сбором которой через сайт, затаив дыхание, следит отдел продаж каждой уважающей себя птицефабрики.

Кто заполняет эти анкеты? В каком количестве? Зачем? Куда уходят результаты? Как заполнение анкет на сайте сказывается на качестве работы фирмы? Тайна сия великая есть.

Особенно раздражают анкеты и голосовалки, висящие на сайтах годами. Спрашивается - зачем? Посетитель чувствует себя идиотом, если ему непонятен смысл голосовалки и неочевидна ее общественная польза: заполнил, и тут же жизнь стала лучше и веселее.

Типичный пример бессмысленной голосовалки: «Нравится ли вам новый дизайн нашего сайта?» Как, интересно, на этот вопрос будут отвечать посетители-новички? И почему под словом «новый» большинство сайтовладельцев подразумевают дизайн полугодовой, а то и годичной давности? А главное: ну, допустим, не нравится - и что дальше? Владельцы сайта побегут его переделывать по первому требованию?

Короче говоря, с анкетами и голосовалками главное не переборщить и использовать по назначению.

Погода и курс доллара

О, это любимая песня всех полупродвинутых интернет-пользователей:

«А давайте повесим у нас на сайте погоду и курс доллара, тогда к нам будут ходить!» Уж такая эксклюзивная информация, и так она важна на сайте коллекционеров спичечных этикеток...

Неужели вы хотите, чтобы на ваш сайт ходили за курсом доллара, а не за информацией о ваших товарах и услугах? Да и не вспомнит никто, что именно у вас можно найти прогноз погоды и курс доллара, проще, когда потребуется, потыкаться в разные яндексы-рамблеры.

Новости

Если список новостей сайта/фирмы, аккуратно задизайненный в первую страницу, в последний раз обновлялся больше месяца назад. - все, гудбай, конец связи!

Вы можете обновлять этот список хотя бы еженедельно? Наберется у вас новостей? Своих, а не экспортированных с «Ленты.ру» (еще один «осмысленный» контент а-ля курс доллара)? Будет новостями заниматься специальный человек? Тогда ОК, вперед, заводите новости.

Не публикуйте на сайте свои новости. Только тогда никто не будет показывать на вас пальцем и ехидно смеяться.

Бузмаков, я вас люблю!

Кстати, о роли личности в истории. Есть такой товарищ, Максим Бузмаков. Победитель конкурса на создание концепции сайта Президента России. Типа, чтобы знали, на кого надо равняться.

Как водится, концепция ужасна. Ну ладно, мало кого из простых смертных заботит то, что получит Кремль в результате воплощения в жизнь идей победителя. Но побочный эффект от самой публикаций концепции таков, что многие мои коллеги будут еще оч-чень долго поминать товарища Бузмакова разными интересными словами.

Совершенно не сомневаясь в своей правоте и оригинальности, Максим Бузмаков предложил реализовать на президентском - президентском! - сайте такие, например, концепции (авторская орфография сохранена):

«Подраздел составляется на основе пришедших на сайт писем граждан России, в которых изобличаются нарушения местных властей». Ну да, теперь понятно, куда жалобы на ЖЭК писать - сразу Президенту, чего мелочиться-то.

«Не оскудеет земля наша светлыми умами, а сайт Президента поможет ими воспользоваться». Других возможностей выбиться в люди у светлых умов в России не осталось - только на поклон к царю-батюшке. Виртуально.

«Что бы любой желающий мог разобраться в хитросплетениях структуры власти РФ. Понять, кто за что отвечает, кто кому подчиняется». Ого, у нас кто-то за что-то отвечает, да при этом еще и подчиняется?!

«Обязательны карты Москвы и Санкт-Петербурга, желательны карты всех городов, с населением более миллиона человек». Угу, Президенту и карты в руки.

«Сверим часы - популяризующий сервис, имеющий прямое практическое назначение - "время из первых рук"». И давайте еще вместо тетеньки, что работает на телефонной службе точного времени, голос Путина запишем...

Да, шутка удалась. Только вот не до шуток становится веб-разработчикам, когда они получают от потенциальных заказчиков тендерные аннотации, написанные по шаблону бузмаковской «концепции».

Лишь тем, кто делает по двадцать сайтов в год, сервис «чат с президентом» и прочая персонализация на сайте кондитерской фабрики кажутся очевидной дикостью. Для заказчиков же это всего лишь интересная фишка, до тех пор, пока они не увидят, как эта «фишка» выглядит в реальности на их сайте. Не стоит радостно наступать на те же грабли, что и Президент - это не прибавит вам солидности.

Понятно, что очень хочется. Даже если нельзя. Еще бы, так соблазнительно: взять бесплатную программу, самолично поставить на свой сервер, после чего ходить и гордиться - вот, у нас тоже сайт не какой-нибудь, а с перламутровыми пуговицами. Но, видите ли, какое дело - не смотрятся перламутровые пуговицы на джинсах!

«Критика некоторых штампов (Why not?)»
Ольга Павлова, "Мир Internet", №5 июнь 2002 г