Разработка сайтов в Ярославле
c 2001 года
Более 20 лет опыта!
и другие преимущества
(4852) 58-66-40

Особенности ведения переговоров с веб-студией

При разработке сайта довольно популярным является тезис, что веб-студии – это «для богатых», а средней руки фирмы могут обойтись услугами кустаря-одиночки. Эта статья предназначена для тех, кто ведет переговоры и принимает решения в «богатых» компаниях...

Бессмысленно идти на деловую встречу, совершенно к ней не подготовившись, рассчитывая на удачную импровизацию. Столь же бессмысленно готовиться к визиту в веб-студию по стандартной схеме бизнес-встреч, без учета некоторых особенностей работы фирм, занимающихся разработкой и поддержкой интернет-сайтов. Вот и поговорим об этих особенностях.

Хорошая веб-студия – это не шарашка решивших подзаработать студентов, а нормальная фирма, работающая по принятым для всех фирм законам бизнеса и ведущая переговоры с потенциальным клиентом примерно по тем же привычным для вас правилам.

Может быть, на сотрудниках чуть меньше галстуков и мини-юбок, у подъезда чуть меньше джипов и чуть больше велосипедов, да отклонения от договора чуть чаще толкуются в пользу заказчика. Так что готовиться к предварительным переговорам и проводить их вам придется с учетом представленных ниже рекомендаций:

Не думайте, что вам сразу назовут конкретную цену

Разумеется, заказчик сайта не в последнюю очередь поинтересуется стоимостью разработки. И ему,конечно, хочется, чтобы названное число не было взято «с потолка», а основывалось бы на каких-то конкретных расчетах. Часто просят перевести объем работ над сайтом в килобайты, страницы, человекомесяцы и т. п.

В принципе это возможно. Но результат вам не понравится. Как минимум, четыре человека, в течение месяца работающие над не самым сложным сайтом, обойдутся вам в круглую сумму: $25 (стоимость часа работы не самого дорогого веб-специалиста по прайсу на выездные работы) * 8 (рабочих часов в день) * 24 (рабочих дня в месяц) * 4 (человека в команде) = 20 000 долларов. Дороговато. В Штаты, в Штаты с такими ценами!

Другие способы подсчета не лучше. Поэтому большинство студий учитывают реалии российского рынка и стараются перейти к вопросу стоимости работы как можно позже, когда станет ясно, как именно можно «прогнуться» под конкретного клиента.

Не надейтесь сторговаться

На особую халяву при разработке сайтов рассчитывать не стоит. Если вы точно решили, что больше какой-то определенной суммы вы ни при каких обстоятельствах не намерены платить, лучше сразу сообщить об этом студии. Это позволит сэкономить время в том случае, если студия сочтет вашу максимальную цену просто-напросто неинтересной для себя (а такое бывает часто).

Многие боятся называть максимальную стоимость, которую они готовы заплатить за создание сайта. Это вызвано такими опасениями: мы скажем, сколько можем заплатить по максимуму, а студия обрадуется и выжмет из нас все эти деньги. Ошибочное слово – «обрадуется». Да не обрадуемся мы, а скорее огорчимся. Ну куда это годится: серьезный бизнесмен хочет истратить на создание полноценного веб-сайта столько же, сколько платит, например, в месяц своему шоферу.

Вряд ли вам сразу подробно распишут план работ

Каждому хочется быстрее заглянуть в мешок и увидеть там вожделенного кота. Пусть не сайт – так хотя бы подробный план сайта. Надо же сродниться с ним, убедиться, что он именно такой, какой нужен, исправить какие-то мелкие ошибки и добавить новые функции еще до подписания договора. Поэтому многие потенциальные заказчики просят составить для них «Техническое Задание» (ТЗ) - постраничный план сайта с краткой аннотацией размещаемой на всех страницах информации, а также подробно расписанную последовательность действий по созданию сайта.

Это мечты. Плана не будет. То есть он, конечно, появится после подписания договора о разработке сайта – но не раньше. Почему? Представьте себе такую ситуацию: фирма получает план действий под шапкой «Как и что сделать, чтобы создать полноценный сайт», говорит «Спасибо» и исчезает в неизвестном направлении. А потом директор конторы просто прикажет PR-отделу изучить пункты полученного на халяву плана и «сделать все, как написано». Знакомый студент-технарь перегонит тексты в Интернет, и фирма малой кровью получит информационно насыщенный веб-сайт (с кошмарным оформлением, но это уже дело десятое).

После того как студия пару раз наступит на эти грабли, она уже никому и ни при каких обстоятельствах не будет подробно расписывать техническое задание и план работ по созданию сайта. Краткий план – да, а все остальные бумажки – только после подписания договора.

Вам будут задавать глупые вопросы

Вы знаете все про работу своей фирмы: продукция, услуги, философия, стратегия развития. Разбуди вас ночью – отбарабаните, как «Отче наш». И вот вы пришли к людям, которые про это ничего не знают. Ну, ничегошеньки. А узнать им надо – в конце концов, вам же вместе работать. Вот и будут задавать вам глупые вопросы о фирме, чтобы решить первую задачу предварительного планирования сайта – найти ответ на вопрос «О чем?»

Но это еще полбеды. Вторая задача сотрудников веб-студии, участвующих в предварительных переговорах, – найти ответ на вопрос «Как?» и понять, что же вам нужно от веб-сайта. Подчеркну, не «Чего вы хотите», а «Что вам нужно»: какие задачи должен решать сайт, на какую аудиторию он будет рассчитан, какое место отводится ему во внутренней информационной структуре вашей фирмы? Для того чтобы справиться со второй задачей, сотрудники студии на ходу, прямо во время переговоров, будут предлагать вам варианты решения как сайта в целом, так и отдельных его частей.

А вам придется реагировать: одобрять, отрицать, откладывать до следующей встречи. Необходимость принятия решений в условиях цейтнота требует присутствия в переговорной команде человека, разбирающегося в интернет-технологиях, и человека, имеющего право решать стратегические вопросы. Эти функции, впрочем, может совмещать одно лицо. Так что подумайте, в каком составе отправляться на переговоры и кому какую роль на них играть.

Принесите с собой мешок буклетов и гору CD

Люди думают по-разному. Кому-то легко воспринимать новые идеи «с голоса», кому-то обязательно надо нарисовать парочку схемок, а кто-то в своих размышлениях непременно должен отталкиваться от изображений. Известное психологическое разделение на типы: перед вами описания аудиала, кинестетика и визуала соответственно. Предугадать, с кем вы встретитесь, невозможно. Но определить свой тип и с учетом этого позаботиться о потенциальных партнерах с другим типом мышления вполне реально.

Одно скажем точно: при работе с веб-студией вам придется иметь дело с дизайнером, разрабатывающим эскиз сайта. Так вот, ему для работы непременно потребуются бумажные и электронные картинки. Просто чтобы посмотреть на них и подумать. Не пожалейте времени, соберите этот материал. Вернется сторицей.

Вам придется пересмотреть собственные идеи

Когда вы в экстренном порядке отправляетесь, допустим, к стоматологу, то планируете лишь запломбировать ноющий зуб. А на самом деле может оказаться, что следует вылечить еще пару кариесов, пока и они не разболелись. Настаивая лишь на одной пломбе, вы сами себе роете яму, отлично при этом понимая, что поступаете неправильно и что это отрицательно отразится на вас в ближайшем будущем.

Но когда вы идете в веб-студию, четко сознавая, что хотите получить лишь общий дизайн сайта (обязательно с крутящимся по центру страницы логотипом!) и верстку имеющихся текстов, то ситуация ничем не отличается от случая со стоматологом. Специалисты легко могут сказать, что вам следует, как минимум, переделать имеющиеся материалы, половину выкинуть, остальное переписать, черновой план реструктурировать да еще и добавить на сайт такой-то и такой-то интерактивности. Ваши же дизайнерские идеи могут быть встречены, как минимум, вежливой улыбкой, а как максимум – холодным недоумением.

Как правило, клиенту нужно совсем не то, что он запланировал. То, что реально необходимо, может описать лишь специалист – не «специалист по посещению интернет-сайтов», а реальный специалист по их созданию. Так что будьте готовы услышать вежливый отказ реализовывать ваши идеи тютелька в тютельку. Настоящий интернет-профи (так же, как и настоящий врач) не будет действовать во вред клиенту, исполняя его прихоти.

«Веб-студия: ведем предварительные переговоры»
Ольга Павлова, "Мир Internet", №5-6 июнь/июль 2001 г.