Разработка сайтов в Ярославле
c 2001 года
Более 20 лет опыта!
и другие преимущества
(4852) 58-66-40

Захват доменов: реальные хозяева виртуальных земель

Киберсквоттинг (cybersquatting) - поселение в кибержилье, киберсквоттеры (cybersquatters), соответственно, - киберпоселенцы. Таким образом, киберсквоттеры это те, кто приобретает в свою собственность доменные имена, а сам процесс приобретения доменного имени называется киберсквоттингом.

Ничего необычного, не правда ли? Так отчего столько шума вокруг этих ребят? Почему против них возбуждают судебные дела и придумывают законы? Чтобы разобраться в этом, давайте вернемся немного в прошлое...

Экскурс в историю

Сколько стоит ваш домен? Вы заплатили за него 700 рублей? Вы мне его за столько продадите? Нет? А за 2000 рублей? Тоже нет? А за сколько? За 50000??? Именно так.

Доменные имена это золото интернета. Интернет в начале 90-х годов прошлого века время был киберклондайком. В те годы содержание домена не стоило ни копейки. Можно было запросто взять имя travel.com, shop.com, mobile.com, auto.com... Золотое время! Спустя несколько лет, в 1995 году компания «Network Solutions» стала брать за обслуживание доменов деньги. Кто-то из-за этого бросил регистрацию и содержание своих доменов, а более дальновидные товарищи только укрепились во мнении, что вот она - птица удачи, летящая прямо в руки. Гонка за доменами начала набирать ход...

Начиная с 1997 года суммы, выплачивавшиеся при перепродаже доменов, начали поражать воображение: 100000 долларов за mtv.com, 800000 за drugs.com, 3 миллиона долларов за loans.com, почти 3 с половиной миллиона за altavista.com, и совершенно невероятные 7.5 миллионов за business.com! Вы только представьте себе эти суммы, выплачивавшиеся за виртуальную киберсобственность!

Народ должен знать своих героев

В российский Интернет киберсквоттинг пришел в 1998 году. Одними из первых отличились московское адвокатское бюро «Арбитражсудправо», прихватившие более 1000 доменов, среди которых были и известные торговые марки, и различные отраслевые названия. Несмотря на то, что инициатива бюро была проигнорирована и даже осмеяна Рунетом, некоторые домены все же поменяли владельцев. Были ли эти домены перекуплены или перерегистрированы сказать точно нельзя, так как информация с разных сторон поступала самая противоречивая.

Из наиболее известных перепродаж доменов в Рунете можно вспомнить покупку имени music.ru компанией «Port.ru» за 50000 долларов. А самая, наверное, "курьезная" сделка - покупка компанией «DataArt» домена mail.ru за... 500 долларов! Правда состоялась эта сделка осенью 1998 года.

Наиболее крупными киберсквоттерами сейчас в Рунете являются:

1. МГКА "АРБИТРАЖСУДПРАВО" - 0.65%

2. А. Красоткин - 0.41%

3. "Международное сотрудничество" - 0.35%

4. Сергей Прокудин - 0.31%

5. ЗАО "Тейсон" - 0.30%

6. Орина Пшехлинская - 0.18%

7. Денис Гледенов - 0.17%

8. Максим Голубев - 0.15%

9. ООО "Студия Арт.Лебедева" - 0.13%

10. ООО "ТелеРосс" - 0.12%

11. ООО "Мегазин" - 0.12%

12. ООО "Сорикс" - 0.11%

13. Deluxe (В. Мартиросов) - 0.10%

14. Margarita LTD (domains.etorgi.ru) - 0.10%

15. Morgan Stanley Inc. - 0.09%

16. ООО "Энтер" - 0.08%

17. "Cпортивно-оздоровительный центр" - 0.06%

18. ООО "ТБК" - 0.06%

19. FreeRussianDomains.com - 0.06%

20. ООО "Кирилл и Мефодий" - 0.06%

21. ОАО "Юкос" - 0.06%

22. ООО "Мир Услуг" - 0.05%

23. Cибирский холдинг - 0.04%

24. Public Relations&Promotions group - 0.04%

25. ЗАО "Радио-Ру" - 0.04%

26. ООО "Алмаз-Телеком" - 0.03%

27. ООО "Нетбридж" -0.03%

28. ООО "Порт.РУ" - 0.03%

29. Николай Шилов - 0.03%

30. А. Тисленко - 0.02%

Ну и как быть?

Если нужное имя захватили киберсквоттеры, то приобрести его, как вы уже поняли, можно. Самый безболезненный способ - купить имя. Но хватит ли денег? Второй способ - отобрать имя через суд. Здесь есть нюансы. Например, если киберсквоттер захватил имя, совпадающее с вашей торговой маркой и ваша марка никаким образом не перекликается с брендами других претендующих фирм - у вас есть хорошие шансы. Но если на имя претендуют одновременно две и более фирм, а вы среди них не самая крупная и известная, в драку лучше не лезть - почти бесполезно... Ярким примером является спор за имя vw.com между концерном «Volkswagen» и компанией «Virtual Works», который выиграли более именитые конкуренты.

Взгляд в будущее

Никуда, конечно, киберсквоттинг не исчезнет. Возможно, меньше станет захватов имен совпадающих с торговыми марками, но практика захвата отраслевых имен, имен собственных и просто звучных сохранится и даже усилится с появлением новых зон. Например, в сравнительно недавно появившейся доменной зоне .info киберсквоттерами занято до 20% имен. В Европе серьезно озабочены введением зоны .eu, так как опасаются захвата киберсквоттерами "ключевых" доменных имен. Кроме того, киберсквоттинг и без перепродажи имен вполне прибыльный бизнес, достаточно вспомнить многочисленные предложения "рекламы на доменах". Между тем цены на "вторичном" рынке доменов сейчас вовсе не безумно высоки, а симпатичный домен способен принести не только моральное удовлетворение... Вспомните, сколько было заплачено за mail.ru, а ведь это было всего 4 года назад...

«Киберсквоттеры - хозяева виртуальных земель», 2002 г. 
Титов Олег