Разработка сайтов в Ярославле
c 2001 года
Более 20 лет опыта!
и другие преимущества
(4852) 58-66-40

Программное обеспечение XXI века - взгляд из прошлого

Эта статья написана в 1991 году журналистом одного известного компьютерного издания. Вам наверняка будет интересно посмотреть, сбылось ли в наше время его предсказание, составленное еще в "прошлом веке"?

Будущее за программами, которые будут делать все, что мы хотим, даже если об этом не просили! Многие из тех, кто оказался в компьютерном бизнесе еще до появления первого "персонального" компьютера фирмы IBM, сегодня пребывают в состоянии раздумий. Этой осенью мы отмечаем десятилетие со дня появления первой IBM PC. Несомненно, в ближайшие несколько месяцев вам еще предстоит увидеть множество сентиментальных статей с воспоминаниями о том, "как это было в старые добрые времена".

Я предпочитаю оставить анализ происшедшего историкам. Мне бы хотелось заглянуть на десять лет вперед и посмотреть на программное обеспечение, которым мы будет пользоваться к моменту двадцатой годовщины первого компьютера IBM PC, а главное на то, с какой целью будут тогда использоваться персональные компьютеры.

Путь развития аппаратных средств ПК уже предначертан. Мы знаем о планах по разработке новых микросхем фирмы Intel и других фирм. Знаем о плоских дисплеях. Мы также знаем о системах распознавания звука и рукописных текстов, о других технологических новинках, которые, вероятнее всего, получат широкое распространение через 10 лет. Наибольший же интерес вызывает вопрос о том, что конкретно мы будем делать с этими аппаратными средствами. На этот вопрос ответить труднее всего, а ведь именно он связан с программным обеспечением будущего.

С приближением двадцатилетия компьютера IBM PC, программное обеспечение будет лишь отдаленно напоминать то, что мы имели в 1981 г., да, вероятно, и то, что мы имеем сегодня.

Почему? Да потому, что оно будет безрежимным. А также быстродействующим, интеллектуальным и ужасно объемным. Из всех этих новых характеристик наибольшее значение имеет отход от режимного функционирования, которое характерно для всего программного обеспечения наших дней.

Что? Отсутствие режимов? Разве не этого мы добились десять лет назад, почти сразу после появления PC. Первые программы, известные тогда под названием PC-DOS, страдали возмутительной "режимностью". Например, первый текстовый процессор для PC — этот уродец, по ошибке названный EasyWriter (easy — легкий, writer — писатель), о котором уже давно забыли те, кто имел несчастье попытаться поработать с этим изделием, — был полностью основан на режимах. Вы вводили текст в одном режиме; затем переключались на другой режим — редактирование. Хотите еще вводить текст? Прекрасно. Переходите обратно в режим ввода текста.

Сегодня это кажется безумием. Да это и есть безумие. Ввод и редактирование текста в текстовом процессоре должны быть единой, неразрывной функцией.

Еще о режимах? Текстовые процессоры для PC (и многие из их предшественников на других машинах) имели раздельные режимы редактирования и форматирования текста. Вы набиваете текст в первом режиме, а затем переключаетесь или даже перезагружаете программу, чтобы перейти в режим форматирования.

Такое строгое разделение между вводом и выводом или между введением материала и редактированием было отражением старого неуклюжего подхода к компьютерам, реликвией тех дней, когда программное обеспечение использовалось лишь составляв-шими его программистами.

Когда мы наконец избавились от EasyWriter и ему подобных, нам показалось, что мы сбросили груз режимной ориентации программ для PC. Однако мы обманывали сами себя. Например, Lotus 1-2-3 не мог печатать графику прямо из программы. Для печати необходимо было выйти из 1-2-3 и загрузить утилиту (читай: режим) PRINTGRAPH. Пользователи Harvard Graphics не имели возможности создавать диаграммы, а затем снабжать их на экране аннотациями; им нужно было сначала получить линии, столбцы и сегменты графика, а затем переключаться в специальный режим аннотаций. И так далее. Мы смирились с более совершенным, но не менее дурацким и несносным уровнем режимного действия "в программах, которые сегодня широко используются и хорошо продаются. К 2001 г. не только отдельные программы освободятся от этой безумной ориентации: весь комплекс программ, которые мы используем, будет разрабатываться и функционировать как единое целое.

Уже сегодня мы видим первые слабые проблески такого подхода. Например, Ami Pro и Excel 3.0 позволяют напрямую использовать инструментальные средства рисования для аннотирования или оформления вашей работы — в рамках самих программ. Windows, несмотря на все недостатки, — это первый неуверенный шаг к безрежимному совместному функционированию программ. Сегодня нам все еще при-ходится переключаться с одной программы на другую в рамках среды Windows, так что конечная цель еще не достигнута. Но будущие версии Windows (как бы они ни назывались) все больше и больше будут поглощать и интегрировать отдельные при-кладные программы по мере их включения в среду. Для нас они будут частью неделимого целого.

Больше, быстрее и интеллектуальнеe...

Помимо безрежимности, важнейшим усовершенствованием программ для ПК станет повышение быстродействия. Когда цена на оперативную память понизится, а ее модули будут выпускаться массовыми сериями, наши персональные компьютеры смогут иметь ОЗУ в 100 Мбайт. Таким образом, независимо от объема программ, мы сможем одновременно загружать все основные приложения в ОЗУ. А очень большая кэш-память поглотит данные, с которыми мы работаем. А что в результате? Очень быстрая работа программы.

Существование в рамках ограниченной и (до сих пор) сегментной памяти заставило программистов пускаться на различные хитрости для того, чтобы сэкономить память. Без этих ограничений и с использованием RISC-процессоров с неструктурированной памятью, которыми мы будем пользоваться в 2001 г., программы будут работать намного быстрее, чем сегодня. Ограниченная память не позволяла программистам делать высоко-интеллектуальные программы. Даже лучшие из сегодняшних программных продуктов все же немного "туповаты". Мы пережили эру программного обеспечения, работающего по принципу WYSIWYG; теперь мы входим в эпоху программ DWIM: т. е. программ, работающих по принципу "Делай то, что я имею в виду" (Do What I Mean). A программное обеспечение, обладающее достаточным интеллектом для того, чтобы в соответствии с нашим желанием делать "зиг" — даже если мы дали команду "заг" — пожирает память.

Это и определяет четвертую особенность программ для PC, которыми мы будем пользоваться через десять лет — их объемность. Если сейчас вам кажется большим пакет, занимающий 512 Кбайт памяти, то что вы скажете, когда вам придется помещать программы на гигабайтный жесткий диск, и при этом для их запуска вам потребуется ОЗУ объемом в три или четыре мегабайта, а то и все пять или десять.

«2001 год: программное обеспечение нового века»
Джим Симур - "PC Magazine" /USSR/ №3, 1991 г.